Vietnam

Коротко

Когда: Ноябрь, 24 2015 - Декабрь, 13 2015
Где: Ho Chi Minh City (HMNC) - Ha Noi - Ha Long - Ha Long Bay - Ha Noi - Sapa - Ha Noia - Dalat - Mui Ne - HMNC
Кто: Толя (29 лет) и Света (29)

Почему Вьетнам?

В этот раз мы долго раздумывали о том куда бы нам поехать: с одной стороны хотелось туда, где тепло, чтобы можно было купаться, но с другой - должно было быть не слишком жарко, так, чтобы можно было активно заниматься спортом. Был уже почти октябрь, потому опций оставалось не так много: Турция, Кипр, Египет, Марокко, Тайланд, Вьетнам, Лаос, Доминикана. С горя сходили в cheaptrip; там нам предложили несколько пакетных вариантов. Но зная как сложно сидеть на пляжу в одном и том же месте, мы все-таки отказались от 'all inclusive' и решили заморочиться и снова предпринять self-organized путешествие.

Выбор пал на Вьетнам. Недорогие билеты (Emirates; 33к руб./ чел.), сравнительно недорогое жилье внутри страны и сравнительная близость основных place to visit повлияли на наш выбор.

Подготовка

Планирование маршрута

Как всегда маршрут планировали по Lonely Planet. За 7 лет наших самостоятельных путешествий мы так и не нашли ничего лучшего, чем книги  этой серии. В книгах Lonely Planet по любой стране всегда можно найти необходимую информацию о 'must-see' городах/местах, как туда лучше добраться; информацию о культуре и истории страны; основные разговорные фразы. Плюс Lonely Planet дает обзор отелей, ресторанов и развлечений основных городов страны. Но все же с появлением tripadvisor и booking.com мы все чаще верим отзывам именно этих онлайн ресурсов.

Виза

Во Вьетнаме визу можно получить по прибытии. Но эта опция доступна только в самых крупных городах таких как Ho Chi Minh и Ha Noi.
На срок пребывания до 15 дней жителям России однократная виза выдается бесплатно без каких либо дополнительных запросов. Если же нужна многократная виза или виза на срок пребывания более 15 дней для получения визы по прибытию нужно предоставить approval letter, цветную фотографию (как на паспорт) и заявление на получение визы. Approval letter оформляется через специальные конторы во Вьетнаме за сравнительно небольшую стоимость. Мы пользовались услугами http://www.vietnamvisapro.net/. Оформление происходит очень быстро: мы получили approval letter на 2 рабочий день после подачи заявки через сайт Vietnam visa pro.

Прививки

Официально никакие прививки для поездки во Вьетнам не требуются. Но мы в свое время перед поездкой в Перу озаботились этим вопросом и сделали все рекомендуемые прививки: от гепатитов, от столбняка, брюшного тифа и желтой лихорадки.
На сколько я понимаю самыми распространенными 'особенными' заболеваниями  (= не грипп или ОРЗ) во Вьетнаме являются малярия и лихорадка Денге. К сожалению, прививок от них пока нет (ученые все еще в процессе разработки вакцины). Потому самый действенный способ защиты - это нанесение репеллентов. Причем говорят, что лучше использовать именно местные репелленты, а не привезенные из дома. Мы ничем не пользовались, т.к. никаких комаров не встречали.

Что необходимо взять с собой

В принципе во Вьетнаме можно все купить на месте. Но я как параноик не могу никуда поехать без внушительной аптечки, солнцезащитного крема с фактором защиты не менее 30 и жидкого антибактериального геля.

По поводу аптечки. У нас как всегда был наш стандартный набор - см. тут.
Единственное что не взяли, а потребовалось - зеленка и антисептическая мазь (Толик при беге натер себе палец). Во Вьетнаме зеленки не найти, а йод продается только в форме 10% раствора, что конечно очень мало в сравнении со 100%, которыми мы привыкли пользоваться в России. Перекись водорода есть.

Дневник путешествия

День 1 (Nov, 25)

Прилетели в HCMC около 17.00. На получение визы потратили около 1.5 часов, и это при условии, что у нас все документы были подготовлены.
Как происходит получение визы по прибытии: в специальное окошко сдаешь паспорт, завлечение, фото и approval letter. Дальше просто садишься и ждешь минут 40. Потом тебя вызывают и отдают паспорт с визой (для граждан России бесплатно, для граждан других государств за доп. плату). Все это происходит как-то сумбурно, без каких-либо расписок или квитанций. В руки отдают по несколько паспортов (видела как какой-то гид получил стопочку из 10 паспортов; мне отдали сразу и мой паспорт и паспорт мужа). При нас случаев путаницы не было. Но как эта система 'работает' без ошибок я не понимаю...

При выходе из аэропорта обменяли $100 на вьетнамские донги и сразу купили местные sim карты (безлимитный интернет с ограничением по скорости и какое-то кол-во минут внутри страны нам обошлось в 200k донгов). Не смотря на то, что в каждом отеле и каждом кафе есть бесплатный wifi полезно иметь доступ в интернет всегда (особенно актуально когда ищешь тот самый отель или пошел в трек). А с тарифами на роуминг российских компаний можно разориться. Сотовое покрытие во Вьетнаме очень хорошее (по нашему маршруту мы всегда были на связи)

После получения багажа заселились в гостиницу (Sunflowers Hotel; 2100 руб за ночь). Гостиницу заранее забронировали около аэропорта в шаговой доступности. Таксисты 'по meter' везти нас отказались, потому мы сами прогулялись 15 минут.
Note: отзывы на гостиницы и рестораны писать в этом отчете я буду. Все свои рецензии я оставила на tripadvisor.

День 2 (Nov, 26)

Ранним утром на местных авиалиниях (Jetstar; $144 за 2 билета) перелетели из HCMC в Ha Noi. В HCMC один аэропорт для международных и внутренних рейсов. Различие только в зданиях (здания стоят бок в бок, так что даже если вас привезут к залу международных рейсов вы легко за минут 3-5 дойдете до нужного зала внутренних рейсов).
В Ha Noi аэропорт находится примерно в 30 минутах на такси от центра города. Такси стоит в среднем $16-18. Обычно отели предлагают встретить на своих машинах за ту же стоимость или чуть выше. Считаю, что стоит соглашаться на предложение отеля. В этом случае вы точно доедете до нужного места по фиксированной цене. В противном случае таксист может захотеть на вас чуть подзаработать и например, покатать вас по городу за ваши же деньги. если хочется все делать самостоятельно, то лучше это делать уже когда освоишься в городе.
Заселились в отель (Golden Legend Diamond Hotel; 3300 руб за ночь), находящийся в старом квартале (Old Quarter; самое туристическое место Ha Noi) и пошли гулять по Old Quarter, руководствуясь маршрутом из lonely planet:

Старый квартал или 36 Фо Фыонг (36 улиц), насчитывающий тысячелетнюю историю. Он возник из торговли на воде. В XIII в. 36 гильдий основали этот район, поселившись, каждая на своей улице (отсюда название «36 улиц»). Названия улиц говорят сами за себя: «Ханг» по-вьетнамски означает «товар», за ним следует название товара, продающегося на этой улице. Так, улица Ханг Гай переводится как Шелковая улица, тогда как другие имеют название Медная улица, Бумажная улица, Сахарная улица, Серебряная улица и т.д.

Одной из 'достопримечательностей' Ha Noi является его кухня. Пишут, что вьетнамцы используют самые свежие продукты; повара ходят на рынок за овощами / травами / мясом по два раза в день. В lonely planet мы нашли список must-try блюд Ha Noi и конечно же попробовали их. Pho Bo (~ 50k вьетнамских донгов), который мы попробовали в местной уличной кафешке. рекомендованной в lonely planet, был самым вкусных pho bo за всю нашу поездку.

Погуляв выпили кофе с вкусным десертом в Loft Stop cafe, так же рекомендованным lonely planet. Потом в рамках подготовки в беговому полумарафону (о чем позже в деталях) побегали часик вокруг центрального озера (около 1.6 км по периметру). Поразило как много вьетнамцев бегает. Поразил 'тренажерный зал' на открытом воздухе, сооруженный на берегу того же озера.
Поужинали в бюджетном, но довольно приличном местечке под названием 'Noodles & Rolls'. Тут я попробовала spring rolls - второе по известности блюдо северного Вьетнама и набирающего популярность в России среди ЗОЖников.

День 3 (Nov, 27)

Следующая путевая точка нашего маршрута - Ha Long, где Nov, 28 мы участвовали в полумарафоне, а потом отправились на 2 дня в круиз по Ha Long Bay.
От Ha Noi до Ha Long добрались за 4 часа на автобусе. Автобус входил в пакет круиза, который мы забронировали через booking.com у Cristina Diamond Cruises. Обычно туристов забирают из Ha Noi в день круиза, но т.к. нам нужно было пробыть в Ha Long два дополнительных дня для участия в забеге, нас забрали на 2 дня раньше и доставили прямо до гостиницы в Ha Long, а уже в день круиза забрали из гостиницы. Обо всех этих сложных перемещениях мы договорились с Cristina Diamond Cruises по почте и в добавок попросили персонал гостиницу Ha Noi позвонить и подтвердить. Сработало как часы!

В Ha Long заселились в гостиницу Ha Long Park Hotel, сходили на регистрацию и предстартовый брифинг марафона, сделали 30 минутную пробежку по набережной.

Ha Long - не особо туристический город; обычно туристы приезжают в круиз прямо из столицы и в городе не останавливаются. Город состоит из 2 частей, разделенных рекой; расстояние от центра одной части до другой около 5 км. Часть, которая ближе к Ha Noi (называется Bai Chay) - более туристическая, т.к. тут расположились неплохие пляжи; вторая часть (специального названия не нашли) - экономический центр. Мы жили как раз в экономическом центре. Делать в Ha Long особо нечего: есть музей и большой торговый центр (это настоящий современный ТЦ, где представлены лучшие европейские марки; никаких местных промыслов или чего-то подобного). В музей Quan Hinh действительно стоит заглянуть. Здесь вы не найдете ни картин, ни скульптур, но сможете увидеть очень интересные экспонаты, рассказывающие об истории Вьетнама (особенно интересны экспозиции, посвященные войне во Вьетнаме и добыче угля).

День 4 (Nov, 28)

Вот и наступил день полумарафона!!! Старт был назначен на 7.00 утра. Мы проснулись в 5.30, позавтракали самодельной овсяной кашей, которую купили накануне в местном супермаркете и отправились к месту старта. К 6.30 утра все уже было готово: трасса размечена, волонтеры на местах. Перед стартом местные 'фитнес инструктора' провели 15 минутную разогревочную разминку со всеми желающими. Действо напоминало школьную разминку: те же прыжки, бег на месте и махи в разные стороны. Ровно в 7.00 был дан старт. Всего на 21 км дистанцию вышло около 90 спортсменов из них только около половины составили Вьетнамцы.

Организовано мероприятие было на высоте: питьевая вода в пластиковых бутылках 0.33 л выдавалась через каждые 6 км.; полицейские были равномерно выставлены по дистанции, так что при желании, не потеряешься; группы участников сопровождали волонтеры на мотоциклах; за последними участниками ехала машина скорой помощи.
Погода была отличнейшая: градусов 20, теплый морской ветерок и никакого палящего солнца - то, что нужно для полумарафона.

Результаты... Мне похвастаться особо нечем - я пришла седьмая из 30 девочек. Но вот Толик... Толик пришел вторым из 60 мужчин!!! Подробные результаты и информацию о марафоне можно найти на официальном сайте марафона - http://www.halongmarathon.com/halong-bay-half-marathon/halong-bay-half-marathon-2015-runners-results.html#.VouRLPl96Uk

После полумарафона была организована концертная программа с выступлением местного танцевально коллектива и 'звезд эстрады'; также выступал руководители области/края и представители от спорта. В общем вьетнамцы действительно заморочились. А учитывая призы ($1000 for the 1st prize; $600 - 2nd and $300 - 3rd) и сравнительно небольшой стартовый взнос ($80 per person; $40 for Vietnamese) можно предположить, что организаторы остались еще и в минусе.

Остаток дня после марафона мы отдыхали и восстанавливались: гуляли по городу и сходили на массаж. О массаже: ходили на классический вьетнамский массаж в Халонгский центр массажа, расположенный в туристической зоне Ha Long. Место прямо скажем странноватое; создалось впечатление, что рассчитано оно на своих, а туристы - гости здесь не частые. Само здание и комнаты внутри даже похожи на российскую поликлинику. За $30 per person мы получили experience (иначе не назовешь) бани в переделанной гидромассажной кабинке и 1 час массажа. Вьетнамский массаж чем-то похож на классический массаж, который мне делает эстетист в фитнесс центре в Питере. В общем и целом не понравилось. Потом правда ходили на вьетнамский массаж в Ha Noi и тут все было совсем по-другому. Но об этом расскажу попозже.

Дни 5 - 6 (Nov, 29 - Nov, 30)

Эти дни у нас были отведены на круиз по Ha Long Bay. Круиз заказали у Cristina Diamond Cruises еще в Питере; на двоих он нам обошелся в $280 через booking (сейчас цена на официальном сайте $175). В стоимость включен трансфер из/в Ha Noi (гостиница, не аэропорт), все входные билеты по маршруту круиза, прокат байдарок, питание на борту (все кроме напитков; даже soft drinks (ala coca cola) приходилось оплачивать отдельно). Сразу скажу, что можно найти круиз и дешевле раза в 2, но тут мы решили 'шикануть' и выбрали один из самых дорогих с большим количеством положительных отзывов. Пока плавали видели много похожих кораблей и кораблей похуже (один так вообще плавал с 2мя туристами); все корабли следуют примерно одним маршрутом. Так что выбрать есть из чего.

О нашем круизе... В целом круиз и сервис на борту понравились. Ощущение от круиза - глоток тишины; разница особенно ощущается, если приезжаешь прямиком из шумного Ha Noi.
Все предложенные услуги / развлечения были строго (прямо супер-строго) по предложению, которое мы прочитали на booking.com (еще описание можно найти на официальном сайте - http://cristinadiamondcruises.com). Если фуршет назначен на 17.00, значит он будет в 17.00. Если купание предусмотрено, значит оно будет как минимум предложено, даже если погода не совсем 'плавательная'.
Наш круиз включал следующие развлечения:
  • день 1: ланч на борту, посещение пещеры, плавание на байдарках, посещение о. Титова и купание при желании, небольшое фуршет с танцами, ужин на борту, ловля рыбы с борта (но это одно название; конечно же никто ничего не поймал на удочку, сделанную из 'прутика')
  • день 2: зарядка на борту (носит гордое название tai-chi; по факту 15 минутная медленная зарядка), завтрак на борту, посещение фермы по выращиванию жемчуга, мастер-класс по заворачиванию обычных роллов (spring rolls; много ума не требуется - справится даже самый неуклюжий мужчина)
Выселение из номера в 9.30 утра второго дня. Прибытие в порт Ha Long в 11.30. После выселения гости продолжают отдыхать на палубе или в столовой, а команда корабля убирает номера для следующей группы туристов, которые зайдут на борт сразу же после того, как текущая группа его покинет. Вот такая вот безостановочная работа корабля.

После прибытия в Ha Noi у нас оставалось часа 4 до отправления поезда в Сапу и мы решили погулять по городу (вещи оставили в офисе Cristina Diamond Cruises). Совершенно случайно набрели на Water Puppies Theater, находящийся на главной площади старого квартала. Мы просто увидели очередь туристов в кассу и не особо вникая в детали, купили билеты (благо стоили они 60к вьетнамских донгов). Когда мы покупали билеты я не предала значения слову 'puppies' в названии театра; не знаю почему, но я ожидала шоу танцующих фонтанов... Каково было мое удивление, когда оказалось, что это кукольный театр, где представление проводят на воде под аккомпанемент живой музыки и песен. Я с детства не фанат кукольных театров, но на протяжении 50 минут представления, я не смогла оторвать глаз от столь необычного действа. Мы не раз были на местных представлениях (цирк в Перу, танцы на Шри-Ланке и Индонезии), но ни одно из них не может сравниться с вьетнамским кукольным театром на воде. Это однозначно 'must see'.

После представления мы зашли уже в знакомую нам кафешку 'Rolls & Noodles' и отправились на такси на вокзал.О ценах на такси... во Вьетнаме экономнее всего ездить 'по метру'. Средняя цена 10-13к вьетнамских донгов за 1 км (цена варьируется в городах; также отличается у разных фирм-перевозчиков).

Следующей точкой нашего маршрута был один из самых северных городов Вьетнама - город Сапа (Sapa). Добраться до Сапы проще всего либо поездом (поезд до Lao Cai из Hanoi, а там еще минут 40 на автобусе), либо автобусом прямо из Ha Noi. Время в пути примерно одно и тоже (6-8 часов).
Мы решили поехать ночным поездом Sapaly express train (https://www.hanoisapatrain.com/). Бронировали прямо на сайте. После заказа на почту приходит ваучер, который за час до отправления поезда нужно обменять на билет на вокзале (на вокзале надо поспрашивать у людей, и они отправят вас в специальное окошко выдачи билетов по ваучерам).
О поездах... Я была приятно удивлена качеству сервиса в поезде. Мы ехали в купе на 4 пассажиров и, честно, я бы сравнила его с купе 'Красной Стрелы', осуществляющей перевозки Питер-Москва. Купе отапливается; чистое белье, набор для умывания и 'сухой паек' прилагаются; биотуалет в каждом вагоне. В общем сделано достойно. По загрузке - поезд пользуется популярностью, т.к. маршрут Ha Noi - Lao Cai активно используется не только для поездки в Sapa, но и для поездки в Китай, т.к. граница с Китаем находится всего в 3 км. от Lao Cai. Так что при планировании маршрута учитывайте, что билет на поезд день-в-день можно и не купить.
Учтите, что как и все во Вьетнаме поезд отправляется ровно в назначенное время. Расселяться по купе можно уже за час до отправления. Так что мы советуем приехать на вокзал за час, обменять ваучер на билет и идти спокойно располагаться на вашей полке.

День 7 (Dec, 1)

Часов в 6 утра наш поезд прибыл на вокзал Lao Cai. Там большинство пассажиров встречали такси/автобусы из заранее забуканных отелей в Сапа. Мы ступили и не воспользовались аналогичным сервисом от нашего отеля, понадеявшись, что найдем автобус за $3/person (как обещал lonely planet). Автобус мы не нашли, пришлось воспользоваться автобусом какого-то чужого отеля, за который мы заплатили аж ~$18 на двоих. На пути обратно из Сапы мы конечно воспользовались автобусом отеля... Но это было уже не так актуально. Если приходится выбирать, то лучше, чтобы вас встречали по приезде, т.к. в самом начале есть некий ступор от незнания местности и 'правил'; после, когда освоишься на месте, гораздо проще сориентироваться и найти то, что нужно.
В Sapa мы заченились в заранее забуканный отель Sapa Stunning View (#1 по версии tripadvisor). Отель находится в отдалении от центра города - 15 минутах ходьбы от главной площади. Учитывайте, что площадь находится на горке, а отель в низинке, так что это не 15 мин по ровной дорожке, а 15 мин. в горку/с горки.
Карта Sapa
После заселения мы пошли изучать город. Зашли в туристический офис, расположенный на главной площади, взяли карту, пошли по карте и набрели на очень интересный парк (Ham Rong Park). Стоимость входа - символична (в районе $4/person). На входе выдается карта с рекомендуемым маршрутом, где обозначено около 25 'objects to visit'. Все объекты действительно стоит посмотреть! Описывать не буду - посмотрите сами. Только скажу, что парк поддерживается в идеальном состоянии и мы с удовольствием провели там часа 3. Особенно понравился Cloud Yard на самой верхушке, откуда открывался потрясающий вид на Sapa и облака =)

Во второй половине дня мы сходили в самую ближайшую деревню, где живут minorities - Cat Cat village. Местные агентства предлагают сопроводительные туры в Cat Cat, но мы, оценив карту, решили пойти сами. Действительно добраться до деревни совсем не сложно - минут 40 пешком вниз с горки. Обратно, если лень ползти в горку, можно взять такси или сесть на мотоцикл. Также по дороге в деревню расположено много неплохих кафешек и ресторанов, где можно остановиться и передохнуть.
Вход в деревню платный, но опять же цена символическая (около $4/person); на входе выдают карту с рекомендацией по маршруту. Мы как раз и прошли по этому маршруту. Особо деревня впечатления не произвела - да домики, да выставленные изделия местных промыслов на каждом шагу, но больше ничего... Оглядываясь, теперь думаю, что стоило взять какого-нибудь англоговорящего местного жителя (благо желающих много) и попросить побыть нашим гидом: рассказать о культуре, истории, да просто о том, что мы видим. Думаю, это самый 'правильный' подход к посещению этой деревеньки.

День 8 (Dec, 2)

На этот день у нас было запланировано восхождение на гору Fancipan. Нас несколько раз предупреждали в отеле, что самостоятельно ходить на гору запрещено - разрешено ходить только в сопровождении гида. Мы естественно не послушали и решили пойти сами. Начитавшись в интернете, что можно просто приехать и заплатить на входе денюшку, мы так и сделали. Но вьетнамский страж оказался неприступным: рассказав, что без гида ходить на гору запрещено законом, что недавно кто-то странствующий один был убит и съеден, он нас так и не пустил. Пришлось искать альтернативный путь в обход главным воротам. Чуть левее главного входа мы нашли едва заметную дорожку, которая после часа ходьбы слилась с основной дорогой, ведущей на пик и идущей от главных ворот. Совет: чтобы не мучиться с обходными путями (если вы все же решили идти без гида), можно на входе просто сказать, что вы идете на Love waterfall, а потом незаметно проскользнуть на дорогу, ведущую на Fancipan. Никто вас и не заметит...
Love waterfall

Путь на пик... формально рекомендуется проходить маршрут за 2 дня с ночевкой в оборудованном приюте перед самым пиком. Но мы ж спортсмены - мы решили пройти за день. Часа 4 мы потратили только на то, чтобы подняться (а стартовали мы в 10, т.к. потратили кучу времени на препирания со стражем). По дороге мы встречали много путешественников, идущих с горы; видимо, они шли маршрут за 2 дня. Последний час мы шли по адовой грязище, которую развели местные рабочие, прокладывающие канатную дорогу на пик. В 14.00 мы были на пике. Никакого захватывающего вида... грязюка вокруг и туман...

Путь вниз. мы опять решили, что мы самые умные и не пойдем обратно тем же маршрутом. На нашей схеме-карте была нарисована дорожка, ведущая в Xin Chai, что рядом с Cat Cat village. Дорога казалось простой - иди себе вниз и не горюй. На деле оказалось, что дорога идет преимущественно вниз, но есть и подъемы; дорогой почти никто не пользуется, потому она очень плохо размечена (дорогу действительно легко потерять - надо аккуратно смотреть на насечки на поваленных деревьях/корнях; иногда встречаются отметки белой краской на дереве на высоте метров двух). Опустив детали скажу, что спускались мы часа 4 с половиной, а последний час шли уже в сумерках. Где-то в половине седьмого вечера мы вышли к небольшому поселку, куда туристы почти не заглядывают, и на счастье нашли двух мотоциклистов, согласившихся довести нас до Sapa за 100к донгов/per person.
В 7.30 вечера мы были в отеле! Такое вышло нетривиальное путешествие. Подытожив, скажу, что на фоне глобальной стройки канатной дороги, я б не рекомендовала трекать в районе Fancipan. Стоит дождаться окончания строительства и насладиться красотой гор, а не мусором от стройки.

День 9 (Dec, 3)

На третий день мы решили отдохнуть и посетить с экскурсией другие более отдаленные деревеньки minorities. Заказали экскурсию прямо в отеле ($20/person; ~5 hrs). Экскурсия состояла в основном в несложном треккинге, правда порой дорожки были трудно проходимыми и наши неподготовленные попутчики все таки умудрялись падать в лужи (совет: одевайте обувь с хорошим протектором, ну и брюки, что не жалко запачкать до колен). Из интересного на экскурсии мы узнали как отличать на местности больницы и школы (оказывается, эти здания специально все выкрашены в желтый); мы узнали как ткут и окрашивают ткань и посмотрели на старый мукомольный агрегат. Всю дорогу нас сопровождали местные жительницы. На протяжении всего пути, они не докучали - просто интересовались откуда мы, сколько нам лет, старались помочь на сложных участках дороги. Но вот в самой последней точки маршрута мы наконец поняли, зачем они здесь - перед самой посадкой в автобус начался самый настоящий базар; каждая подходила к тебе со своим товаром и канючила, чтобы ты непременно его купил.

Остаток дня после экскурсии мы провели в кафешках, так как погода совсем испортилась. В Sapa много действительно уютных кафешек - мы пользовались рекомендациями с tripadvisor и ни разу не были разочарованы выбором.
О погоде... Для Sapa особенно зимой характерна холодная (градусов 10) и мокрая погода. Дождь - довольно частое явление. Так что при планировании вашего маршрута учитывайте это и запаситесь хотя бы непромокаемой курточкой.
Stunning view из нашего отеля. Предполагалось, что тут будет великолепный вид на плантации и горы...

День 10 (Dec, 4)

Это был наш последний день в Sapa - вечером наш ждал ночной поезд обратно в Ha Noi. Изначально мы планировали пойти побегать по окрестностям, но дождь стеной испортил наши планы. Вместо пробежки мы пошли на шоппинг. В Sapa нет больших супермаркетов, но есть достаточно много маленьких магазинчиков с outdoor снаряжением. Здесь не продают оригинальные товары, но очень много достойных копий (copycat) Salomon, Asics, Nike, Jack Wolfskin and etc. , которые сложно отличить от оригинала. Зная, что и оригиналы производят во Вьетнаме/Таиланде/Китае, мы решили протестировать местную продукцию (купили трекинговые кроссовки Salomon для Толи ($30), кроссовки Jack Wolfskin для зала для Светы ($25) и термокофточку для Светы ($12)). На данный момент я не нарадуюсь на свои обновки!

День 11 (Dec, 5)

Снова на ночном поезде мы добрались из Sapa в Ha Noi. Следующей точкой нашего маршрута был Da Lat. Мы побоялись, что не успеем во время в аэропорт с ночного поезда и решили подстраховаться, оставшись в Ha Noi на еще один день. На деле оказалось, что на самолет, вылетающий из Ha Noi в 9 утра, как раз и успеваешь с ночного поезда, прибывающего в 6.30. Но у нас был еще день в Ha Noi... Мы заселились в заранее забуканную крутанскую гостиницу (La Beaute De Hanoi Hotel) и пошли гулять, заглянув на массаж (в салон SF massage), отрекламированный в гостинице (в этот раз массаж был сделан по всем правилам SPA салона - приятная музычка, запах благовоний; ничего особенного, но и без негативных эмоций).
О гостинице: мы приехали очень рано (6.30 утра) и естественно, нас не хотели селить - нам предложили доплатить $20 за раннее заселение. Мы жадины и отказались - пошли гулять и заодно позавтракать. В такую рань кафешки в Ha Noi тоже были закрыты и мы решили вернуться в гостиницу и позавтракать там. Оказалось, что за $4/person в гостинице, где есть шведский стол, можно очень хорошо покушать. За те же деньги в кафе можно купить маленькую чашечку кофе и омлет. Для себя сделали вывод, что завтракать нужно в гостинице, даже, если это требует дополнительной доплаты.
Гуляли в этот раз к востоку от старого квартала: посетили Temple of Literature и Ho Chi Minh Mausoleum:

В Temple of Literature застали фотосессию местных выпускников:

В целом неплохо погуляли. Но могли бы и обойтись без третьего посещения города =)

День 12 (Dec, 6)

Встали рано утром и поехали в аэропорт. В Ha Noi один аэропорт, откуда летают как внутренние, так и международные рейсы; разница только в зданиях, но они расположены по соседству. В этот раз летели VietJetAir (лучший low-cost перевозчик Вьетнама). Билеты покупали прямо на их сайте еще в Питере ($133 на двоих). Лететь из Ha Noi в Da Lat 2 часа; ощущения от полета такие же как при перелете Питер - Москва а/к Россия (в целом без восторга, но хорошо).

Будьте внимательны, хоть на билете и написано, что самолет летит в Da Lat. на самом деле аэропорт находится в 40 минутах езды на такси от города. Если брать такси при выходе из аэропорта и ехать по метру вы заплатите в среднем 350-400к донгов. Но есть секрет: еще при выходе из аэропорта и до получения багажа есть стойка заказа такси, там можно купить билетик до Da Lat всего за 180к донгов. Этот секрет нам рассказал владелец гостиницы Zen Cafe & Villa, которую мы заранее забукали в Da Lat. Будьте внимательны, у выхода вас будут ждать такси разных фирм, но выданный вам талончик действует на такси фирмы, которая указана на талончике!!!
Приехали в Da Lat, заселились в отель. Сам отель состоит из 3 комнат, но у владельца дружественные отношения с соседней группой вил (Cadasa resort) и случается, что при отсутствии номеров в Zen cafe вас могут поселить в Cadasa resort. Отзывы на Cadasa на tripadvisor не самые хорошие, но нам понравилось (возможно потому, что мы получили комнату в старинном франзцуском особняке со всеми благами цивилизации всего за $25/day)

После заселения и акклиматизации отправились гулять: сначала пошли трекать на Lang Biang Mountain:

Дорога на пик состоит из двух частей: первая - заасфальтирована, по ней ездят машины паркового хозяйства (на своей машине вас туда не пропустят); вторая, ведущая на саму вершину - только пешеходная. Многие ленивцы забираются к отвилке на пешеходную тропу на машине и потом трекаю минут 40-50 на сам пик, но мы решили проделать весь путь пешком. Туда до отвилки мы шли около часа вверх по основной асфальтированной дороге; на пути обратно мы нашли альтернативную пешеходную дорожку и побежали вниз по ней (чтобы найти дорожку нужно сразу после отвилки смотреть влево от асфальтированной дороги). Эта альтернативная дорожка в самом конце ведет через цветочные плантации: при желании можно заглянуть в парники и посмотреть, как выращивают розы или хризантемы. Это тебе не 10 горшков - это плантации с цветами, находящими в разных состояниях (какие-то уже цветут, какие-то в бутонах, какие-то еще только в состоянии ростка).

Как только спустились с горы, решили не терять времени зря и отправились на такси в Valley of Love (такси взяли у входа в парк Lang Biang). Для любителей цветов Valley of Love - настоящий рай. Valley of Love очень популярно среди местных молодоженов, куда последние приезжают на свадебные фотосессии. Тут нереально красиво!!! Я не сильна в эпитетах, потому просто приложу фото...

Вечер весьма достойно завершили в To Ann Cafe, где я наконец попробовала традиционное блюдо уже кухни юга Вьетнама - bahn xeo. Вообще кухня юга и севера Вьетнама сильно отличаются. Обе по-своему вкусны: на юге больший уклон делают в морепродукты, на севере - в говядину и травы. Мне, как жителю холодного Петербурга, ближе кухня северного Вьетнама с горячими супами и тушеными овощами. Вот чего вьетнамцы не умеют делать так это вкусняшки: все, что мы попробовали из сладкого было просто невкусным.

День 13 (Dec, 7)

Изначально в этот день мы хотели перебраться в Mui Ne на велосипедах, арендовав их в местном агентстве Groovygeckotours. Я даже списалась с ними и обо всем договорилась. Но предусмотрительно мы решили проверить качество велов и зашли к ним. Так как мы весьма прокаченные байкеры, качество древних trek'ов нас не удовлетворило и мы предпочли остаться в Da Lat еще на денек и поехать в Mui Ne на следующей день на автобусе. Автобус мы попросили нам забукать в гостинице, а сами пошли гулять.
Сегодняшняя программа включала посещение Crazy House (комплекса 'странных' сооружений, спроектированным вьетнамский архитектором, обучавшимся в Москве и вдохновленным творениями Гауди). На сколько мы поняли архитектор хотел показать, как без вреда окружающему миру человек может жить в гармонии с природой (деревьями, скалами, пещерами). Лично мне место понравилось. Да не везде там безопасно: если у вас беспокойный ребенок, то его лучше держать за руку, а то и свалиться может с крутой лестницы. Но если быть разумным, тут можно весьма интересно провести минут 30 / час.

Второй точкой нашего маршрута был Truc Lam Zen Monastery и Tuyen Lam Lake. В монастырь можно доехать прямо на такси или доехать на такси до подъемника и дальше на подъемнике. Стоимость примерно одна и та же (а большой компанией на такси получится даже дешевле). Сам комплекс особо ничем не примечателен кроме расположения. Монастырь находится в хвойном лесу на возвышенности, чуть пониже раскинулось большущее озера, по которому кстати можно покататься на лодочках. Одним словом рекомендуется для посещения, если хочется тишины, умиротворения и 'свободного' свежего воздуха.

День 14 (Dec, 8)

Рано утром в строго назначенное время за нами в отель заехал автобус компании, с которой мы должны поехать в Mui Ne, и доставил нас до пересадочной точки в центре Da Lat. Суть в том, что сначала маленькие автобусы собирают пассажиров из отелей, а затем в пересадочном пункте пассажиры распределяются по автобусам большего размера, следующих уже непосредственно в конечную точку. Чтобы погрузиться на большой автобус нужен билет. Если вы бронируете автобус через отель, билета у вас не будет. Потому вам надо будет предъявить что-то с информацией об оплате (у нас была выписка из гостиницы о всех наших тратах, включая билеты) и уже в пересадочном пункте в обмен на это что-то вы получите билет.
Автобус самый обычный - не плохой, но и не супер навороченный. Путь из Da Lat в Mui Ne занимает около 4 часов и проходится с одной остановкой. В автобусе выдают воду, а снеки лучше захватить с собой. Так как Mui Ne сильно южнее Da Lat, то стоит одеться попрохладнее, иначе на первой и единственной остановке вы будете изнывать от зноя.
В Mui Ne уже никто по отелям никого не развозит - вас просто высаживают где-то в центре и вы берете такси. Ценник на такси в Mui Ne такой же как везде - 10-12к донгов за км.

Mui Ne и Phan Thiet - это где-то 20 км пляжа, утыканного отелями различного уровня. Выбор стоит делать руководствуясь тем, чем вы будете заниматься. Mui Ne и Phan Thiet - это прежде всего surfing, sky-surfing and windsurfing. Тут нужно понимать, что там где серфают обычно не катаются на кайте, а там, где катаются под парусом не серфают. Для каждого рода деятельности есть свои споты и свои школы. Так что, если вы планируете активный отдых на воде, изучите расположение интересующих вас спотов и выбирайте отель рядышком. Если вы не планируете серфать, то я б не советовала ехать в Mui Ne / Phan Thiet вообще. Не то это место, где стоит плавать и загорать на пляжу - во Вьетнаме есть куда более приятные районы, например, о. Phu Quoc.

Вернемся к нашему путешествию. Информации, написанной выше, мы не знали. Потому забукали отель Evergreen hotel по отзывам с tripadvisor. Отель оказался рядом со спотом для sky-surfing и слишком ориентированным на русских. Мы планировали заниматься либо классическим серфом, либо виндсерфингом, потому решили переселиться в что-то более нам подходящее (благо букали мы отель всего на одну ночь; мы так часто делаем, чтобы иметь пристанище на первый день, за который можно сориентироваться и выбрать лучшее уже на месте).
Еще в Питере мы выбрали русско-говорящую школу серфинга/виндверфинга (surf4you; http://www.surf4you.ru/), но мы никак не могли выбрать, чем же все таки заняться, ведь ранее мы не занимались ни тем ни другим. Поехали в саму школу, чтобы узнать побольше информации. После долгих разговоров с администраторами и преподавателями выбрали виндсерфинг, т.к. хоть он  и дороже, но в потах данной школы по погодным условиям виндсерфингом можно заниматься с 9 утра до 2 дня или дольше, а классическим серфом только с 6 до 9 утра.

Дни 15-17 (Dec, 9  - Dec, 11)

Утром 9 декабря мы переселились в отель поближе к школе виндсерфинга (отель Mui Ne Sports Hotel). Отель очень современный, но и очень компактный; совсем не ориентированный на русских; в основном мы встречали там китайцев.
Все три дня у нас шли по одной программе - до 14-15 занятие в школе, потом обед в ресторане рядом с отелем, сон и ужин =)

О школе surf4you. Преподаватели школы - обычные русские ребята, многие из которых преподают в летние месяцы на юге России, а в холодное время перебирающиеся во Вьетнам. О профессионализме преподавателей сказать сложно, т.к. мы брали всего 2 урока и начинали с самых азов. Но я осталась очень довольна. Каждое занятие начиналось с ~ 40 мин теории, дальше мы часа полтора с педагогом отрабатывали теорию и после часа 2 плавали сами. За два занятия мы научились вставать на доску, маневрировать и разворачиваться двумя самыми простыми методами. Наш педагог Влад объяснял все сухим четким языком без кучи воды - как раз так, как мы понимаем. Мне понравилось, что Влад просил нас все выполнять самих: если нужно прикрепить парус к доске - сама; если нужно дотащить доску к воде / из воды - сама. Обычно за меня все делают педагоги - я ж маленькая и сама не могу себе блины на тренажер навесить, видимо думают они. Подход Влада оказался очень действенным, т.к. на третий день мы уже не брали тренера, а пришли как 'опытные', арендовали оборудование и пошли кататься.

я отдыхаю, а Толик где-то вдалеке рассекает

День 18 (Dec, 12)

Последний день нашего путешествия. Утром из отеля нас забрал забуканный тем же отелем sleeping bus и повез в Ho Chi Minh City, откуда вечером мы вылетали обратно в Питер.
Отдельно хочется сказать о точности Вьетнамцев: во Вьетнаме все делается вовремя или чуть раньше - имейте это в виду, чтобы не заставлять этих славных людей ждать.
Sleeping bus:

В HCMC мы заселились в какой-то супер дешевый отель с комнатой без окон где-то в центре города. Отель нам нужен был только, чтобы помыться / переодеться и похранить вещи полдня пока мы гуляем, так что мы особо не заморачивались.
Видимо, нам тот момент мы уже достаточно устали от путешествия и мозги немного подплавились под южным солнцем, так что я совсем не помню ничего стоящего из нашей прогулки по HCMC. Знаю только, что теперь у меня дома есть потрясающая иллюстрированная книга о вьетнамской кухни и шарф copy-cat известного бренда Burberry =)

Впечатления в двух словах

• океан, тишина
Sapa
  • колоритные люди
  • холодно и мокро на улице; тепло и красные щеки у камина
Dalat
  • шикарнейшие хвойные леса
  • много-много цветов
Mui Ne
  • жарко, очень жарко
  • серфинг, винд-серфинг, скай-серфинг =)

Это было незабываемое путешествие!!! Спасибо Толику за подаренные эмоции. Ведь все это счастье только благодаря грамотному планированию Анатолия!!!